Дело преподавания есть искусство, где оконченность и совершенство недостижимы, а собственное совершенствование бесконечно. Л.Н.Толстой
Грамотность для многих детей - "тайна сия великая есть". Поэтому у учителей русского языка и существует много вопросов, поставленных десятилетия назад, но не разрешенных до сих пор. Как научить детей мыслить? Учат все учителя, а научить оформлять мысль в слово - дело словесника. Его же дело - научить видеть в слове глубину пространства. Как научить писать сочинение (не списывая!)? Как научить, в конце концов, говорить? Косноязычие - бич руководителей даже государственного масштаба. И, наконец, банальный, рутинный вопрос: как научить грамотно писать?
Говорят, что тогда на кончике пера будет грамотность,
когда на кончике языка будет правило ("от зубов отскакивать!").
Написание вторично - первична мысль. Плоть мысли - форма, то есть грамотное ее
оформление. Процесс грамотного письма надо сделать легким, быстрым - до
автоматизма. Слово имеет образ, и не только звуковой, но и зрительный. Он-то и
доставляет учителю и ученику массу хлопот. Правильность написания слова
регулируется умением видеть и применять на письме нужное правило. Многие ребята
знают орфограммы, данные в учебнике, однако грамотнее не становятся. Значит,
надо совместить, наложив один на другой, два процесса: теорию и письмо. Реакция должна быть мгновенной.
А чтобы правило легче усваивалось, его надо сделать легкодоступным для
восприятия, коротким и удобным для быстрого применения на практике. Поэтому
часто на своих уроках я использую "правила в стихах", хотя правильнее
будет сказать "правила в рифмах" или, если уж очень по-научному,
"рифмограммы", то есть перевод орфограммы в ритмическое звучание.
Практика показывает, что ритм способствует быстрому запоминанию, а значит,
усвоению правила. Ведь каждая рифмограмма - это лозунг!
Коль в слове гласный под сомненьем,
Его проверьте удареньем.
И этот безударный гласный
Под удареньем станет ясным.
Есть у учащихся верное мненье: Гласные все проверяй удареньем! - Все не проверишь, я вам говорю, Надо проверить по словарю. Другом надежным и ныне, как встарь, орфографический будет словарь. Откроем страницы. Вот например: "Аккуратный", "герой", "инженер".
В корнях -лаг-, -лож- - как различить,
Где надо а, где о писать? О пишем перед ж: сложить, А пишем перед г: слагать.
И суффикс а нам тоже
За корнем -лаг- - поможет:
две буквы а - одно лицо.
Они как пара близнецов.
Всегда ударный корень -гар-
Без ударенья -гор-
К примеру: загорел - загар.
Наоборот: -зар-, -зор-: А - в безударном положенье:
"Заря проснулась с птичьим пеньем".