2) Доработка материалов
урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к
изучению на следующем уроке;
3) Сбор материалов из
дополнительных источников;
II. К
урокам обобщения
1) Ответы на специально
поставленные вопросы учителя;
2) Подготовка к ответу
по заданию и плану, данному учителем;
3) Самостоятельное
составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану;
4) Выделение в тексте
основного и второстепенного материала;
5) Самостоятельное
доказательство того или иного частного положения или доказательство,
аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или положения
чертежа;
6) Подборка
дополнительного материала по теме;
III.К
урокам обучения применять знания
1) Практические работы
(изготовление пособий, карточек, таблиц );
2) Решение задач,
аналогичных классным;
3) Решение задач
нестандартных;
4) Решение задач с межпредметными
связями;
5) Самостоятельное
составление задач;
6) Самостоятельное
изучение несложного материала;
7) Работа над ошибками;
IV.
К урокам контроля и проверки знаний
1) Письменные ответы на
вопросы;
2) Домашняя контрольная
работа;
3) Решение нестандартных
задач;
Способы
задачи домашнего задания
1.
Выполнить Д. З. по заданному образцу.
На карточке - решение задачи,
аналогичной домашнему (слабому ученику)
2.
Самостоятельно изучите материала учебника. Составьте план ответа, определите
главное в изучаемом материале. При ответе у доски планом можно пользоваться.
3.
Коллективное домашнее задание. Класс делится на группы по 5-6 человек
приблизительно одинаково готовых к работе по данной теме. Каждой группе дается
задание.
4.
Добровольно выбранные домашние задания (Решите из упражнений те, что можете
решить, но не менее …)
5.
Карточки для слабых учащихся:
- с пропусками, которые нужно
заполнить
- с ошибками, которые нужно
исправить
- с неоконченными решениями.
6. На
доске чертеж
- составить и выполнить задание,
аналогичное классному (средним ученикам)
- решить задачу по данным
чертежа (она аналогична классной) (слабым ученикам)
- составить возможные задачи к
этому чертежу, достраивая, если нужно недостающие элементы (сильным ученикам).
7.
Индивидуальные дополнительные задания (или вместо домашнего задания - слабым
ученикам)
8.
Необязательные самостоятельные работы, которые выбирают ученики для внеклассной
работы (например, на неделю).
9.
Самостоятельная работа по применению усвоенных знаний в новых ситуациях или по
исправлению ошибок, допущенных в контрольной работе.
Способы
проверки домашнего задания
1. У доски ученик
решил домашний пример
a)
Фронтально опрашивается, на основании чего вытекает справедливость выполненного
после записи условия преобразования, затем - следующего и т.д.
b) На
доске запись решения примера, аналогичного домашнему. Решение закрыто.
Фронтально опрашивается порядок выполнения задания с постепенным открытием хода
решения
2. Выяснено,
что №… не выполнен или выполнен неверно у многих учащихся
a) Выполняется
этот пример у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель
адресует свои наводящие вопросы;
b) Аналогичный
пример выполняется опять же у доски вызванным учеником. Запись по просьбе
учителя комментируют с места ученики.
3. У
доски ученик записывает решение задачи или примера. На каком-то этапе
его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д.
4. В
классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания,
правильность его выполнения
На этой стадии
урока сразу выполняются три задачи: а) проверка выполнения домашнего задания,
б) учёт знаний учащихся и в) повторение пройденного.
Методические рекомендации по
организации домашнего задания
Грамотный
подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени
сохранить здоровье учащихся.
При
организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:
•
задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно
знать, что делать и как делать (ясность задания);
•
задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного
решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий
инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно «разжёваны» (должны иметь
проблемный характер);
•
задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель
воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккуратность в
работе (установка на контроль);
•
задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным,
но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию
заданий);
•
задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с
заданиями по другим предметам (учет объема заданий);
•
задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны
встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания,
наблюдений (разнообразие заданий);
•
задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на
использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие
самостоятельности);
•
в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы
(установка на повторение пройденного);
•
каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. Эту
трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих
способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения);
•
задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений
сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать
причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания
в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);
Задание,
направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока.
Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу
после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, контролирующее знания
учащихся, полезнее давать в начале урока.
Домашняя
учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вытекает из
предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.
Недопустимо, когда плохо подготовленный урок
заканчивается домашним заданием, включающим проработку незаконченного на
уроке нового материала и упражнений к нему. Непосильный объем задания
порождает хроническое недопонимание.
Следует
помнить, что домашнее задание разъясняется и задаётся до звонка с урока и
предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что
учащиеся знают, что, зачем и как делать дома. Задание должно быть посильным
для большинства, не очень простым для сильных учащихся.
Необходимо
предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к
перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные лишь на механическую
работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие
нужного положительного эффекта. Причиной перегрузки может быть и неверный
расчёт учителя на умения учащихся, которых у них на самом деле нет.
Перегрузку
вызывают и такие задания, о порядке и приёмах выполнения которых учащиеся не
имеют ясных представлений, а также задания, не скоординированные учителем по
другим предметам.
Проверка
домашнего задания
Проверить выполнение домашнего задания – значит
установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по
содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить
приёмы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном
счете определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала.
Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание материалов
проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы
проверки (какими способами и как проверять):порядок вызова учащихся (кого и
когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику
проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой
всех учащихся и получить достаточно данных для для суждения о знаниях каждого
ученика.
Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не
проверять. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего
задания может осуществляться как в начале урока (если тема урока является
продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая).